Учим школьников решать нерешаемые задачи

12 октября 2011 в 17:57

Во время осенних каникул в Черкассах пройдет очередной, уже XIX Всеукраинский Турнир юных химиков. Об этих необычных соревнованиях рассказывает многолетный председатель жюри турнира, кандидат химических наук Алексей Григорович

Турнир юных химиков ничем не напоминает обычные школьные химические олимпиады. Это — совершенно другой вид состязаний, нечто среднее между защитой научной диссертации и «Клубом веселых и находчивых». Прежде всего, в турнире играют не отдельные школьники, а команды, это придает боям между ними зрелищность и азарт. Командам приходится показать и умение находить информацию в интернете и научных журналах, и выдвигать парадоксальные, порой безумные идеи, и защищать свою точку зрения в публичной дискуссии.

Весь турнир состоит из 8-10 боев, а каждый бой — это маленькая защита дипломной или диссертационной работы. Задачи публикуются на сайте Турнира примерно за полгода, и команды готовят свои предложения по их возможному решению, представляют свое видения проблемы. Участники боёв должны рассказать о своем решении  и защитить его перед оппонентами. Оппоненты  - это либо команды-соперницы, либо члены жюри. Чаще всего не требуется найти абсолютно точное и верное решение.

Главное - научиться думать

Главное, чтобы дети показали, как они умеют думать, как умеют решать научные проблемы. Не просто решить очередную олимпиадную задачу —  а «попробовать на зуб» настоящую проблему из тех, которые встают сегодня перед химиками мира. А жюри оценивает, насколько участники умеют формировать и отстаивать собственную точку зрения, умеют доказать свою правоту.

Задания, которые оргкомитет Турнира подбирает для школьников, я бы разделил на три группы. В первой группе вопросы довольно простые. Командам предлагают некий объект, относящийся к миру химии, и они должны представить свое изучение этого объекта. Так, в прошлом году в этой группе была задана тема - «шампунь». Детям следовало разобраться в технологии производства шампуней и моющих средств, определить роль каждого компонента (а их бывает до трех десятков). Жюри оценивало понимание участников: насколько важно для шампуня применение того или иного компонента, как эти компоненты отражаются на качестве продукта, как влияют на окружающую среду. Учитывая, что в интернете достаточно литературы на эту тему, у большинства команд получился хороший, добротный реферат.

Второй тип вопросов — это реальные проблемы, стоящие перед научными группами. В прошлогоднем комплекте было задание, посвященное механохромным веществам, то есть материалам, меняющим цвет при механическом воздействии. Если сжать такой материал или поцарапать — он изменит оттенок. При помощи механохромных веществ можно определять зоны усиленного давления, напряжения в материале. Это одна из перспективных научных тем, и общего ее решения в мире пока нет. Жюри было интересно, как учащиеся произведут поиск, причем ни в одном учебнике об этом ничего нет. Надо было перелопатить множество статей в серьезных научных журналах, в основном на английском языке, и показать свою эрудицию.

То, чего не может быть

А третья группа — это фантастические задачи. Речь в них идет о таких объектах, которые в принципе существовать не могут. Детям необходимо определить, как изменится мир, отдельные вещества, свойства материалов при некоторых допущениях. Вот одно из них: все знают, что у атома на одной орбитали могут находиться не более чем два электрона (принцип запрета Паули). Участникам турнира нужно было определить, как изменится наш мир, если бы на одной орбитали имели право находиться не два, а три электрона. Понятно, что данная задача в принципе не имеет решения, ведь достоверно сказать, что будет в таком случае, не может никто. Однако команды сумели предложить достаточно интересные варианты. А жюри оценивало уровень  их обоснования.

Другой пример фантастической проблемы: как изменятся свойства и строение химических элементов и веществ, если масса электрона будет равна одной десятой массы протона? Тут масса возможностей для научных фантазий! Мы, организаторы турнира, уверены, что для развития школьников такие задачи крайне важны, они показывают глубину знаний и понимания химических процессов. Сами выступления команд построены, как настоящие защиты научных работ: с докладчиком, со стендами и наглядными пособиями. Затем в игру вступает оппонент из команды-соперника. Он разбирает утверждение докладчика, ищет в нем положительные идеи, ошибки, оценивает новизну и так далее. Диспуты между докладиком и оппонентами бывают очень бурными, часто приходится вмешиваться жюри. Далее наблюдатель (рецензент) из третьей команды подводит итоги.

Доктора наук учатся у школьников

Сами состязания проходят в несколько этапов. Во время «боев» каждая команда (обычно состоящая из 3-5 учащихся) должна побывать в троякой роли: докладчика, оппонента и наблюдателя (рецензента). Очень интересно и живо проходят конкурсы капитанов. Им приходится демонстрировать широкую эрудицию и быструю реакцию, как на соревнованиях  в клубе «Что? Где? Когда?»

Еще одна примечательная черта турнира, ее отмечают и дети, и члены жюри: здесь  всегда происходит живое общение. Если на олимпиаде школьники пишут свои решения  и практически не контактируют друг с другом, то на турнире в каждом бою вместе сидят и члены жюри, и дети, постоянно общаются друг с другом и спорят. Это приносит пользу всем: члены жюри могут лучше понять уровень участников турнира, а школьники получают  нестандартные, живые знания. Кстати, среди организаторов турнира, членов жюри и экспертов есть несколько докторов наук, которые, несмотря на занятость, специально ездят на такие состязания, чтобы общаться со школьниками.

В этом году Турнир юных химиков пройдет в конце октября в городе Черкассы, на базе 14 школы-интерната. Подробней о нем можно узнать на сайте: http://chemturnir.org.ua/index.htm

Автор статьи: Алексей Григорович
Автор: Алексей Григорович
Теги:  химия, турнир, школьник, команда, жюри, конкурс
Нет комментариев
Добавить комментарий
Ничего не найдено

6 химикатов, которые попадают в наш организм вместе с мясом

Указанные ниже 6 видов лекарственных средств и химикатов имеют высокие шансы оказаться в бифштексе дальше

Как сделать стекло резиновым

Стекло твёрдо, но хрупко, и это здорово ограничивает его использование. И дело не только в том, что экраном iPhone трудно забить гвоздь, но и в том, что в целом ряде отраслей стекло просто нельзя применять, — хотя оно было бы идеальным вариантом по множеству причин дальше